Важным элементом этого проекта стала холодная голубая подсветка участка берега Роны длиной 2,5 километра, соединяющего парки Тет д'Ор и Жерлан, который теперь красиво освещают 244 светодиодных Anolis ArcSource 24. Новое освещение заменило оригинальные металлогалогенные приборы, установленные в 2008 году, когда была открыта набережная, превратившая эту территорию из мрачной парковки в оживленную городскую артерию. Переход на светодиоды был осуществлен по инициативе департамента городского освещения (DEU) благодаря чему энергоэффективность выросла на 76%. Берега Роны проходят через ряд природных и городских участков и ограничены для многих видов транспорта. Здесь создана безопасная и благоустроенная зона для велосипедистов, скейтбордистов и пешеходов, дополненная игровыми площадками для детей, скейт-парком, сидениями для отдыха и театром под открытым небом. Первоначальная концепция заключалась в создании атмосферы, навеянной движением воды и ее отражением на каменных стенах набережной, а также освещением берегов реки. Особый синий цвет был выбран как символ ледникового происхождения Роны высоко в Альпах. Он соответствует оттенку и текстуре каменной кладки реконструированных набережных. Освещение разработал Ив Адриан из Coup d'éclat и Чарльз Викарини из Studio Vicarini. Они работали в тесном сотрудничестве с архитектором Франсуазой-Элен Журда из Jourda Architects и ландшафтными дизайнерами Эммануэлем Жальбером и Анни Тардивон из In Situ. Инсталляция состояла из металлогалогенных ламп и проецируемых источников света. Ив Адриан предложил их подвесить для создания 3D-эффекта, поэтому 244 прибора закрепили попарно на мачтах на длинных кронштейнах. После испытаний специалист по городскому освещению Жером Донна решил выровнять прожекторы с регулируемой эллиптической оптикой таким образом, чтобы они мягко освещали каменные поверхности и это дало потрясающий результат. Прошло 14 лет и настало время повысить экологичность, оптимизировать энергопотребление и дать возможность проекту продолжать радовать людей, но уже с использованием современных технологий. После многочисленных тестов и сравнений различных приборов выбор пал на Anolis. Он покорил мощностью — источники света находятся на расстоянии 25 - 35 м друг от друга, —качеством света, надежностью конструкции, продуманностью дизайна, превосходным смешением цветов, а также готовностью бренда адаптировать светильники под требования города. «Нам были нужны компактные модели, достаточно мощные, чтобы осветить нижние участки берегов. — объяснил Фредерик Дюран из DEU. — Кроме того, необходимо было обеспечить однородное смешение цветов без разводов по краям и эффектов радуги». Светодиоды дали много преимуществ, таких как аддитивное смешение и повышенную эффективность при создании требуемого фирменного синего цвета, но при этом возникли проблемы, связанные с уходом от фильтров со сплошной синей тонировкой и достижении такого же результата и плотности света. «Мы должны были понять находится ли этот оттенок в пределах нашего цветового треугольника и достаточно ли силы светового потока», ¬— прокомментировал специалист компании Anolis Бруно Франсуа. Измерения позволили установить точные параметры. Anolis ArcSource 24 имел темно-синий цвет с цветовой точкой, которая смещается при добавлении зеленого, но Лион хотел получить голубой цвет с небольшим количеством красного, поэтому для точного соответствия в оттенок, созданный с помощью синего и зеленого, добавили красный. Anolis работает исключительно со светодиодами Ostar компании Osram и параметры цвета были рассчитаны с помощью программы LED ColorCalculator Osram Sylvania. Она позволяет дизайнерам оценить фотометрические характеристики схем смешения цветов. Два ArcSource 24 установили на заводской светло-голубой и настроили во Франции, чтобы показать городу, что он соответствует требованиям. Затем DEU провели испытания и подтвердили правильность решения спектрометром. В рамках этой же модернизации на мосту через Рону установили приборы с гобо. Они проецируют на дорожки и берега имена знаменитых женщин и периодически создают эффект белых и бирюзовых волн. В течение нескольких ночей работник DEU производил настройки. Все пришли в восторг от результатов и остались довольны тем, что новые приборы Anolis сохранили внешний вид, эстетику и дух первоначальной инсталляции, поддерживая прекрасную атмосферу лунного света и реки после наступления темноты. Фото: Vincent Laganier